05.08.2022

История персонажа. Фредди Крюгер, Джейсон, Оно, Кожаное лицо — актеры культовых ужастиков без грима Jason убийца


Кино – всеобъемлюще. Поэтому каждый зритель находит для себя то, что придется по вкусу, будь то сентиментальная любовь главных героев или кровавый хоррор, который создан, чтобы вселить в заядлых киноманов страх и ужас. Действительно, любители пощекотать нервы с наслаждением наблюдают за льющимся кукурузным сиропом и алым красителем, а также проделками , Призрачного лица, Майкла Майерса и Джейсона Вурхиса – главного героя фильма «Пятница, 13-е». Этот маньяк пугает своих жертв до дрожи в коленях, а также придумывает оригинальные способы расправы.

История создания

Жанр «хоррор» – это не ноу-хау для киноиндустрии. Чтобы понять это, стоит обратиться не только к кинолентам, но и к литературе. Наверняка все знают сказку про , где маленькая девочка шла в гости к бабушке и наткнулась на опасного волка. Так вот, на самом деле писатель не придумал, а лишь переработал эту историю, а те люди, которые прочитали оригинал, увидели экшен с подробностями не для слабонервных.

Помимо прочего, в начале 70-ых король ужасов заявил что люди обожают, когда их пугают. Ведь недаром дети в летнем лагере собирались вместе с вожатым возле костра и рассказывали друг другу пугающие истории о приведениях, вампирах, вурдалаках и прочих мистических чудовищах. А в 1980 году в вымышленных рассказах начал фигурировать Джейсон Вурхис, орудующий мачете.

В действительности первый фильм о безумном маньяке вышел в 1980 году. Причем тогда маньяк появился без знаменитой хоккейной маски. Режиссером проекта выступил Шон Каннингем, а сюжет фильма рассказывал о летнем лагере «Хрустальное озеро», где началась череда жестоких убийств.


Так как дебютное появление Джейсона Вурхиса привело в восторг зрителей, за фильмом «Пятница, 13-е» последовали спин-оффы. В дальнейшем психопат перекочевал в комиксы и компьютерные игры, а также его образ воссоздали в игрушках. Так что по популярности Джейсон не уступает другому психопату – Фредди Крюгеру.

Примечательно, что Вурхис должен был появиться на экранах телевизора мимолетно, но получилось так, что мистический персонаж приобрел толпы поклонников. Над образом киногероя поработал не только Шон Каннингем, но и Том Савини – тот самый режиссер, переснявший «Ночь живых мертвецов» на цветную пленку.

Биография и сюжет


Кинодеятели не стали окутывать биографию Вурхиса ореолом таинственности. Известно, что дата рождения будущего маньяка – 13 июня 1946 года. Его мать Памела забеременела в пятнадцатилетнем возрасте от Элиаса Вурхиса. А когда героине исполнилось 16, она родила нездорового мальчика, больного гидроцефалией – заболеванием, которое характеризуется избыточным скоплением жидкости в желудочковой системе мозга.

Впоследствии этот недуг изуродовал лицо главного героя: его глаза расположены на разной высоте, причем один постоянно косит в сторону. Так как родители Джейсона стали жить порознь, ребенок воспитывался Памелой, которая проявляла чрезмерную заботу о сыне. Мальчику не разрешалось ходить в школу, поэтому он сидел на домашнем образовании, а Памела не отказывала ему в материнском внимании и ласке.


Так как болезнь Джейсона прогрессировала семимильными шагами, он перестал усваивать учебный материал, поэтому так и не получил серьезного образования. В 1957 году Памела, которая до сих пор носила на безымянном пальце подаренное мужем кольцо, получила должность повара в детском лагере «Хрустальное озеро».

Маленького сына не с кем было оставить, поэтому мать-одиночка брала Джейсона с собой, надеясь на то, что юноша найдет себе друзей. Неудивительно, что в лагере Вурхис чувствовал себя белой вороной: другие дети не хотели идти с ним на контакт не только из-за странной внешности, но и из-за отчужденного поведения.


В роковую пятницу – 13 июня 1957 года – Джейсону надоело мириться со своим одиночеством. Поэтому, чтобы полюбиться сверстникам, мальчик хотел доказать, что умеет плавать не хуже других детей, и тем самым проявить храбрость. Вурхис пробрался к озеру, но заплыл слишком далеко и утонул, а рядом не было никого, кто оказал бы помощь.

Памела была потрясена случившимся и в смерти мальчика винила вожатых. Дело в том, что в тот день женщина была занята на работе и не присматривала за сыном. После вести о том, что тело ее единственного ребенка лежит на дне озера, Памела начала сходить с ума. У нее развилась шизофрения, женщина начала слышать голос сына, который приказывал убивать. Ровно через год после случившейся трагедии миссис Вурхис жестоко расправилась с вожатыми, которые якобы не доглядели за Джейсоном.


В 1962 году Памела устроила на территории «Хрустального озера» пожар и отравила всю питьевую воду, тем самым предотвращая открытие лагеря. Полиция не нашла преступницу, так как Памела мирно жила в своем лагерном домике и не оставила после себя улик.

В 1979 году Стив Кристи и его команда вновь попытались открыть лагерь, поэтому миссис Вурхис снова взялась за старое и начала убивать ни в чем не повинных людей. После расправы с жертвами Памела встретила подругу Стива и рассказала об убийствах. Между Элис и Вурхис произошла схватка: девушка, пытаясь защититься, схватила мачете и обезглавила безумную женщину.

Этим она пробудила настоящее зло. Ведь реальная история маньяка заключается в том, что Джейсон не утонул, а все это время жил в лесу. Преступник нашел убийцу своей матери и расправился с ней в ее же доме. С тех пор Вурхис стал проливать кровь обычных людей, а количеству его жертв позавидуют даже самые отпетые маньяки.

Внешность и способности


Стоит отметить, что у Джейсона обезображены не только глаза, но и все лицо. Челюсть убийцы сдвинута в сторону, нос «украшает» кривизна. Помимо прочего, в кинолентах показано, что Вурхис был лысым даже в детстве. В первой части франшизы маньяк появляется только в воспоминаниях матери, а во второй, которая вышла в 1981 году, Джейсон ходит в мешке с прорезью для одного глаза, так как второй деформирован и практически не видит.

Зрители увидели знаменитую маску Вурхиса, которая и отличает его от остальных безумцев, только в 1982 году в третьей части киноэпопеи. Кстати, во всех частях хоррор-лент, которых насчитывается двенадцать, Джейсона сыграли разные актеры. Например, с жертвами на съемочной площадке расправлялись Тед Уайт, Си Джей Грэхэм, Кейн Ходдер, Кен Кирзингер и другие лицедеи.


Если говорить о костюме неудержимого маньяка, то он предстал перед глазами киноманов в синей рубашке и комбинезоне. Позже главный герой фильмов ужасов сменил гардероб, отдав предпочтение брюкам и рубашке синеватого оттенка. В девятом фильме под названием «Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» бессмертный Вурхис носит одежду черного цвета, а его оружие – топор, мачете и бензопила.

Что касается способностей, то Джейсон, который в прошлом был слабым и больным ребенком, вымахал в здорового мужчину. Примечательно, что у маньяка высокий болевой порог, он может бороться с жертвами даже с отсеченной рукой или пробитой топором головой.

Кроме того, мужчина лишь изредка издает нечленораздельные звуки, так как имеет проблемы с речевым аппаратом. Иногда перед убийством главный герой любит «поиграть» со своей жертвой. Вурхис любит притворяться, что не знает о планах своих преследователей, и когда те настигают маньяка, у него приготовлен сюрприз – сокрушительный ответный удар.


  1. Кроссовер – излюбленная тема режиссеров, авторов компьютерных игр, песен и графических романов. Так что с кем только не сражался Джейсон в вымышленных сюжетных линиях. Он выступал против , против и даже против .
  2. В фильме «Джейсон против Фредди Крюгера» присутствуют отсылки к «Алисе в стране чудес», «Кэрри», «Кошмару на улице Вязов» и т.д.
  3. По слухам, по первоначальному сценарию Джейсона звали Джошем.
  4. Лагерь «Хрустальное озеро» появлялся в первой, шестой и седьмой частях, а сам Вурхис бывал в аду, на Манхеттене и даже в космосе.

Одним из гарантов того, что маньяк из фильма ужасов останется безнаказанным по крайней мере, до конца картины — служит его умение оставваться неузнаваемым. В этом ему всегда может помочь верный атрибут — собственная маска. Маски служат злодеям не только, чтобы скрывать их лица, но и для того, чтобы раскрывать черты характера или детали биографии. Ведь под ними может скрываться кто угодно: от сбежавшего из тюрьмы психопата до вашего лучшего друга. Сумеет ли очередной герой узнать тайну, которую скрывает маска, или погибнет от рук её носителя?

1. Призрачное лицо («Крик»)

Символ культовой франшизы Уэса Крейвена «Крик» маска убийцы по прозвищу «Призрачное лицо» была найдена совершенно случайно. Продюсер фильма, Марианн Маддалена, заметила её на прилавке магазина, в который она заглянула, когда подыскивала локации для съёмок фильма. Марианн связалась с Крэйвеном и предложила ему выкупить права на маску у компании «Fun World».

Дизайн маски основывается на известной картине Эдварда Мунка «Крик». Сам дизайнер описывает её как «смесь испуга, скорби и безумия». Сразу после премьеры «Крика» костюм «Призрачного лица» стал популярным нарядом на Хеллоуин. А в сериале 2015 года маска обзавелась и собственной историей: оказалось, что её в медицинских целях носил маньяк по имени Брэндон Джеймс, а позже и его последователи.

2. Майкл Майерс («Хеллоуин»)

Маньяк Майкл Майерс из серии «Хеллоуин» это, по словам его преследователя, доктора Лумиса, воплощение чистого Зла, сверхъестественного и непобедимого. Словно рок, он преследует героев фильма, его невозможно разжалобить или остановить. Маска Майерса очень точно отображает эту его суть: бледное лицо без единой эмоции и малейшего намёка на человечность.

Как ни удивительно, вне фильма этот атрибут имеет куда менее жуткую направленность. Художник Томми Ли Уоллес взял за основу маску, изображающую… капитана Кирка из сериала «Звёздный путь». Для усиления «пугающего» эффекта Кирку были удалены брови, лицо выкрашено в мертвенно-бледный цвет, а глаза расширены с помощью ножниц. Получившаяся маска стала визитной карточкой Майкла Майерса на протяжении восьми фильмов оригинальной франшизы (исключая третий, в котором он не появлялся), а также в отличном ремейке, снятом Робом Зомби, и в его менее удачном сиквеле. К слову, исполнитель роли Кирка, Уильям Шетнер, признался, что долгое время даже не подозревал о происхождении маски Майерса. А узнав, заявил, что это для него большая честь.

3. Кожаное лицо («Техасская резня бензопилой»)

Создатели «Техасской резни» никогда не пытались скрыть тот факт, что источником их вдохновения послужила кровавая «карьера» американского серийного убийцы Эда Гейна. Гейн использовал кожу своих жертв для изготовления элементов интерьера и одежды, в том числе масок именно от этого факта отталкивались художники, создавая облик психопата по прозвищу Кожаное лицо, ставшего символом серии.

В фильмах франшизы используется несколько масок с различными лицами. Актёр Гуннар Хансен, исполнитель роли Кожаного лица, рассказывает, для чего это было нужно: «Маска отражала состояние персонажа в данный момент. Кем он хотел быть сегодня тем и становился, надевая его лицо. Убираясь по дому, он принимал облик “старой женщины”, за ужином “красавицы”, во время охоты “убийцы”». Основная идея заключалась в том, что под масками не было личности Кожаное лицо надевал их, чтобы сделаться тем, кем никогда не смог бы стать сам.

4. Джейсон Вурхис («Пятница, 13»)

Как и Майкл Майерс, звезда серии «Пятница, 13» Джейсон Вурхис предпочитает хранить молчание во время каждого из своих убийственных марафонов. Бездумная машина смерти, истребляющая нерасторопных студентов на тихих берегах Хрустального озера, ещё больше полюбилась зрителям, когда в третьем фильме у маньяка появился свой отличительный атрибут маска хоккейного вратаря.

Этот образ впервые возник, когда съёмочная группа проверяла работу осветительного оборудования на площадке. Во время проверки на актёра Ричарда Брукера, исполняющего роль Джейсона, не стали накладывать грим, а предложили просто надеть маску, которую принёс на площадку художник по спецэффектам, большой фанат хоккея. Получившийся образ понравился режиссёру третьего фильма, Стиву Майнеру, и после некоторых усовершенствований маска, наравне с мачете, стала главным «талисманом» Вурхиса на протяжении дальнейших фильмов серии. Интересно, что один из актёров ремейка 2009 года получил в нём роль, когда сравнил маску Джейсона с масками из античных трагедий, а его самого назвал жертвой судьбы и её же беспощадным вершителем.

5. Клоун Твисти ()

Популярный сериал «Американская история ужасов» продолжает каждый год радовать фанатов обилием ярких персонажей. Один из самых запоминающихся это, несомненно, блеснувший в четвёртом сезоне жуткий клоун-убийца по имени Твисти. Сначала он кажется абсолютным безумцем: убивает туристов на отдыхе, похищает ребенка и девушку, живёт в трейлере в лесу… Только в середине сезона зритель узнаёт о тяжёлой судьбе Твисти. В результате несправедливого обвинения в педофилии и неудачных попыток вернуться к любимому ремеслу он сбегает из цирка и пытается покончить жизнь самоубийством но и здесь совершает промашку, полностью лишившись нижней челюсти. После этого Твисти и надевает маску с жуткой ухмылкой, пряча от мира своё изувеченное лицо.

Создатель сериала Райан Мёрфи гордо называет своего протеже «самым страшным клоуном в истории кино» и утверждает, что на съемочной площадке актёры действительно боялись исполнителя этой роли, Джона Кэрола Линча.

6. Коллекционер («Коллекционер»)

Главный герой хоррора «Коллекционер» безымянный молчаливый маньяк, продолжающий работу Майкла Майерса по методичному сокращению населения спальных районов. Его отличительная черта любовь к пыткам времён средневековой инквизиции и привычка оставлять в живых одну жертву, чтобы позже сделать её частью своей «коллекции».

Плюшевая маска Коллекционера несимметрична и перекошена, а ротовое отверстие в ней частично зашито швами. Видны лишь пронзительные серые глаза маньяка, и этот взгляд вызывает напряжение и тревогу. Тем страшнее узнать во второй части, что без маски Коллекционер является совершенно неприметным человеком, порядочным и обеспеченным, идеально маскирующимся в толпе как настоящий хищник.

7. Бэйн ()

«Никому не было до меня дела, пока я не надел маску» признаётся главный антагонист фильма, завершающего трилогию о Бэтмене Кристофера Нолана. Режиссёр показал миру мстителя в костюме летучей мыши с новой, куда более мрачной стороны а такому герою нужны ещё более тёмные и опасные соперники.

Бэйн представляет из себя военного-«деревенщину», но при этом он превосходный стратег и умелый боец. Специальный медицинский препарат в маске-респираторе позволяет ему игнорировать даже сильнейшую боль и всегда сражаться в полную мощь. Подобравшись ближе всех своих предшественников к победе над Бэтменом, Бэйн всё же терпит поражение, но тем не менее оказывется достойным того, чтобы попасть в список самых опасных злодеев в масках.

8. Бэйбифэйс («Окровавленные холмы»)

Ещё один запоминающийся антагонист жанра слэшер маньяк Бэйбифэйс из хоррора «Окровавленные холмы» режиссёра Дэйва Паркера. По сюжету он был рождён в результате инцеста и провёл детство запертым в сарае. Там он самостоятельно срезал себе лицо, одев на место раны маску куклы, чтобы впечатлить сумасшедшего отца, Уилсона Конкеннона. Сам Уилсон носил эту маску во время съёмок фильма ужасов, где он по-настоящему убивал актёров, чтобы добиться реалистичности картины. По сути, Бэйбифэйс, как и Кожанное лицо, является, скорее, жертвой обстоятельств и дурного воспитания именно этот образ «испорченной невинности» отображает маска, представляющая из себя осколки милого кукольного личика.

9. Фрэнк («Донни Дарко»)

Культовый триллер и хит проката, «Донни Дарко» Ричарда Келли, покорил сердца зрителей своим многослойным сюжетом и мрачной атмосферой повествования. Один из «талисманов» успешного фильма это конечно же, парень по имени Фрэнк, одетый в жутковатый костюм ухмыляющегося грызуна. Он является в видениях главному герою фильма, как кролик из «Алисы в Стране Чудес», проводя его всё глубже и глубже в «безумный мир», который, по его же словам, должен вскоре погибнуть.

Сам Келли признался, что появление костюма навеяно романом Ричарда Адамса «Обитатели холмов». А когда Донни Дарко в фильме задаёт Фрэнку вопрос: «Почему ты носишь этот тупой костюм кролика?», то получает ответ: «А почему ты носишь этот тупой костюм человека?». Кролик Фрэнк становится преданным проводником для Донни, но при этом олицетворяет собой некую сверхъестественную силу, неподвластную пространству, времени и даже самой смерти.

10. Хищник ()

Режиссер фильма Джон Мактирнан рассказывает, что ставил своей целью снять просто хороший «олдскульный» боевик а в итоге создал настоящую икону жанра, культовый фильм, получивший номинацию на «Оскар», а позже соединившийся с мифологией другого знаменитого пришельца Чужого. Хищник инопланетный охотник, выбравший Землю полигоном для своего сафари. Он ловок, быстр и чрезвычайно опасен, а помогает ему вершить свои охотничьи подвиги его высокотехнологичная экипировка. Особого внимания заслуживает шлем-маска Хищника: в неё встроен тепловизор, помогающий ему отслеживать людей, синтезатор речи для имитации звуков, а также лазерный прицел и респиратор. В продолжениях, где инопланетная раса получила свою иерархию, выясняется, что маски также указывают и на ранг пришельца. Достойному охотнику достойное снаряжение! К слову, за костюм Хищника в фильме отвечал мастер спецэффектов Стэн Уилсон, работавший над такими картинами как «Чужие», «Эдвард руки-ножницы» и «Терминатор».

11. Алхимик («Видок»)

Алхимик в фильме Жана-Кристофа Комара убийца-колдун, похищающий души своих жертв и тщательно скрывающий свою личность. Его главный преследователь талантливый сыщик Видок, реально существовавший французский частный детектив. Главной особенностью костюма злодея стала его зеркальная маска, с помощью которой и происходит «изъятие души». Она также дарует своему владельцу молодость и жизненную силу, так как создана им из магических зеркал. Отражение своего собственного лица в зеркале, скрывающем личность Алхимика последнее, что видит каждый из убитых им людей. Отличная работа художника и оригинальный образ маньяка в фильме не остались незамеченными: фильм получил награды за лучший грим и спецэффекты на фестивале в Каталонии.

***

Список примечательных злодеев, носящих маски, можно продолжать и дальше ведь этот аксессуар вот уже много лет отлично дополняет образ злодея из фильма ужасов: иногда раскрывая его историю и усложняя характер, а иногда просто нагоняя страху на впечатлительного зрителя. На любой хеллоуинской вечеринке, в любом уголке мира вы гарантированно встретите и Призрачное лицо, и Джейсона Вурхиза, а если повезёт, то и самого Хищника. Этот говорит о том, что культовые персонажи хорроров в глазах фанатов жанра неотделимы от своих образов а значит, и от своих устрашающих масок.

«Пятница, 13-е» - фильм, о существовании которого знают все без исключения поклонники жанра ужасов. Популярность получили и многочисленные продолжения культовой картины. Неудивительно, что личность такого персонажа, как Джейсон Вурхиз, ставшего главным злом серии, десятилетиями остается в центре внимания ее поклонников. Итак, какие интересные факты известны об этом вымышленном герое?

Джейсон Вурхиз: история персонажа

Удивительно, но центральный герой леденящей кровь серии ужастиков изначально не задумывался таковым. Джейсон Вурхиз был введен в фильм «Пятница, 13-е» в качестве невинной жертвы, создатели картины планировали «убить» персонажа в 11-летнем возрасте. В первой части зрители узнают, что мальчик погиб в результате несчастного случая, произошедшего в лагере. Рассчитаться за смерть маленького сына планирует потерявшая разум мать. Именно в воспоминаниях Памелы Вурхиз впервые появляется серийный убийца, его роль исполняет Ари Леман.

Повариха Памела погибает в конце ужастика «Пятница, 13-е», ее убивает одна из случайно уцелевших жертв. После этого и появляется чудом выживший Джейсон Вурхиз, история которого не дает покоя многочисленным поклонникам серии. Уже будучи взрослым мужчиной, маньяк расправляется с убийцей матери. Следующие пять лет он проводит вблизи озера, рядом с которым когда-то располагался злополучный лагерь, планируя порвать с миром людей. Однако его одиночество внезапно нарушается группой подростков, случайно оказавшихся в этих местах. С тех пор Джейсон берет в руки свое фирменное оружие, которым является мачете, и начинает убивать. Этим он занимается во всех частях серии.

Внешний вид

Конечно же, всем интересно, как выглядит Джейсон Вурхиз. Фото актера, сыгравшего маньяка, предоставить непросто, так как их было несколько. Наиболее известным исполнителем сложной роли является Кейн Ходдер - каскадер, появившийся в четырех фильмах. Внешний вид серийного убийцы имеет непосредственное отношение к его сумасшествию. Гидроцефалия, которой он подвержен с первых лет жизни, обезобразила его лицо.

Опухоль, возникшая на лице Джейсона с правой стороны, вызвала значительное искривление челюсти и носа. На разной высоте оказались глаза персонажа, один из них стал косить. Также у него с ранних лет не растут волосы на голове. Неудивительно, что Джейсон Вурхиз в детстве избегал общения с ровесниками, издевавшимися над ним. Единственным близким человеком для мальчика была его мать.

Одежда персонажа

Во второй части фильма «Пятница, 13-е» Джейсон предстает перед зрителями в обыкновенной синей рубашке, строгом комбинезоне. Устрашающий вид серийному убийце придает в первую очередь пищевой мешок, который он носит на голове, проделав отверстие для оставшегося неповрежденным глаза.

Обновление гардероба маньяка состоялось уже в следующих частях. Комбинезон был заменен брюками, по цвету совпадающими с рубашкой. Также Джейсон Вурхиз обзавелся маской, ставшей для него своеобразной визитной карточкой. Именно в этой хоккейной маске он совершает все свои злодеяния, зрители не видят сумасшедшего без этого элемента.

Очередное изменение гардероба персонажа происходит в шестой части знаменитой серии. Одежда Вурхиза, уже являющегося восставшим мертвецом, выглядит как лохмотья, выполнена в более мрачных цветах. К десятому фильму некоторые видоизменения приобретает и традиционная маска, которая становится более современной.

Способности маньяка

От слабости, которой был подвержен Джейсон Вурхиз в первые годы жизни, не остается и следа. Превратившись в мужчину, вчерашний больной ребенок приобретает высокий Его сложно остановить, даже раскроив голову топором. Серийный убийца практически не пользуется своим речевым аппаратом, что заставляет предположить, что его функционирование нарушено.

Бесчисленные травмы, приобретенные в разнообразных сражениях с жертвами, равно как и болезнь, абсолютно не отразились на слухе, обонянии и зрении убийцы. Джейсон легко обнаруживает местонахождение человека, на которого охотится. Ему нет равных во владении таким оружием как мачете и лук, он ловко орудует топором.

Избежать встречи с Вурхизом легко, для этого достаточно лишь не попадать в лес, находящийся вблизи Лишь в одной из частей фильма серийный убийца покинул свою обитель, отправившись в Нью-Йорк.

Как и прочим незабвенным кино-маньякам родом из славных 80-х, Джейсону Вурхизу пришлось нелегко в последующем десятилетии, когда предпочтения зрителей изменились самым кардинальным образом, оставив старые привлекательные франшизы без внимания. Переход прав на «Пятницу 13-е» от Paramaunt pictures к New Line Cinema ни к чему особенному не привел, и ожидаемый многими сиквел под названием «Джейсон отправляется в ад» откровенно слабо пробежался по прокату, ознаменовав собой конец славной истории слэшеров прошлого, чье время закономерно подошло к концу. Картине не помогло даже возвращение в строй Шона С. Каннингема, автора оригинальной «Пятницы 13-е», исполнившего функции продюсера, а потому планы на возможное продолжение кровавого похода Джейсона Вурхиза пришлось отложить в сторону. Но за годы существования франшизы на вершине жанра вокруг нее образовалось плотное кольцо увлеченных поклонников, собирающихся на собрания, щеголяющих по улицам в хоккейных масках и бутафорскими мачете в руках. И они не могли просто так взять и смириться с тем, что «Хрустальное озеро» осталось всего лишь историей, а сам Джейсон пал жертвой самого коварного врага — зрительского безразличия. Годы написания всевозможных требовательных петиций, пронзительные мольбы и даже сбор денег в поддержку съемок продолжения в конце концов убедил руководителей New Line Cinema, что очередной части «Пятница 13-е» все-таки необходимо дать шанс. К работе над лентой, озаглавленной как «Джейсон Х», вновь вернулся Шон С. Каннингем, заимевший парочку интересных идей для юбилейной части франшизы, а в режиссерском кресле ленты оказался традиционно безвестный ремесленник, имя которому Джеймс Исаак. Поначалу не собираясь скатывать столь долгожданное возвращение «Пятницы 13-е» в откровенно безобразное шапито категории «Б», создатели смогли добиться весьма ощутимого финансирования в размере 11 миллионов долларов, что для истории Джейсона Вурхиза оказалось просто астрономической суммой. Сама же концепция фильма претерпела серьезнейшие образования, превратившись в подобие фантастической комедии с элементами старого доброго слэшера. Однако, как ни ухищрялись Каннигем и Исаак, «Джейсон Х» заинтересовал исключительно поклонников франшизы, по большей части оставив остального зрителям безучастным. Таким образом, юбилейная часть похождений Джейсона превратилась в своеобразный междусобойчик для избранных, знающих каждую жертву и способ, которым ее убили на берегах Хрустального озера.

Итак, сюжет фильма берет свое начало в наши дни, когда американским военным все-таки удалось схватить Джейсона Вурхиза (Кейн Ходдер) и оправить его в строго охраняемую базу для исследований. Испытывая на маньяке всевозможные способы умерщвления, ученые во главе с доктором Уиммером (Девид Кроненберг) прекрасно понимали, насколько уникальный и ценный объект находится у них в лаборатории, однако они не просчитали, что Джейсон не просто так обладает своим бессмертием. Он призван убивать всех, кто находится возле него, а это значит, что рано или поздно должен состояться побег со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. И как и следовало ожидать, Джейсон выбирается из сдерживающих оков, начиная дорогу бессмысленной и беспощадной мести, в которой традиционно полегло немало людей, Однако стараниями Роуэн ЛаФонтен (Лекса Дойг), у которой банально не было выбора, Джейсона все-таки удалось сдержать. Заморозив маньяка в криогенной камере, девушка заледенела вместе с ним, так и оставшись на долгие столетия в нерушимом состоянии и без возможности самостоятельно сбежать из своего неожиданного заточения. Никто из властей так и не решился вскрыть исследовательский центр, или же никто, кроме находящихся внутри людей, о нем попросту не знал, а потому Джейсону и Роуэн пришлось ожидать самого настоящего пост-апокалипсиса, дабы их все-таки нашли и вернули к жизни.

Основное действие картины развивается уже в 2455 году, когда на нашу старушку Землю прибывает корабль профессора Лоу (Джонатан Поттс), который задумал показать своим молодым подопечным бывший дом человечества и то, что с ним сотворила неумолимая индустриализация. Случайно отыскав посреди пустынной местности древний бункер, ребята обнаруживают в нем тех самых Джейсона и Роуэн, которые являют для общества далекого будущего кладезь бесценной информации. Доставив до сих пор обледеневшие тела на корабль, исследователи решают, что их миссия прошла наиболее удачным образом и отправляются назад, на Землю-2, попутно решив вернуть к жизни свои находки, что в конце концов становится ошибкой, чьи последствия вызывают лишь дрожь. Вновь пришедший в себя Джейсон Вурхиз моментально обнаруживает подходящее оружие и отправляется в разгульную прогулку по лабиринтам космического корабля, чтобы сполна отблагодарить своих спасителей и поскорее отправить их на встречу с высшими силами. И если не предпринять экстренные меры, челнок точно не доберется на Земли-2, хотя, если посмотреть на биографию Вурхиза и оценить его жажду крови, это будет далеко не худшим событием из тех, что еще могут произойти.

Отправляя ведущего злодея франшизы в далекий космос, с одной стороны создатели придумали довольно неожиданный и резвый ход, позволяющий выйти за рамки однообразного блуждания Вурхиза вокруг Хрустального озера, однако с другой «Джейсон Х» выглядит не как профессионально снятый фильм, а как наполовину любительская поделка, снятая при помощи отвратительного технического исполнения и с привлечением актеров, которые моментально забываются, как только выходят из кадра. Толком не понятно, на что именно пошел довольно солидный по меркам «Пятницы 13-е», производственный бюджет, однако фильм смотрится не в меру монотонно, его декорации напоминают симбиоз картона и фольги. А компьютерные спецэффекты так и вовсе вызывают приступ истерики. И это при том, что лента Джеймса Исаака вышла уже в те времена, когда даже скромные независимые студии уже могли позволить рисовать себе едва ли не целые миры за гораздо меньшие деньги. В «Джейсоне Х» не осталось практически ничего, связывающего повествование с наследием франшизы. И выкинь из него самого Вурхиза, о данной части долгоиграющей эпопеи никто бы и не вспомнил.

Складывается впечатление, что сценарий фильма был написан Тодом Фармером и Виктором Миллером из расчета на то, что по его мотивам будет снята именно короткометражная картина, но никак не творение, достигающее лимита в полтора часа и имеющее столь богатое культурное прошлое. Длительное время на экране вообще не происходит ничего интересного, и лишь когда создатели начинают понимать, что зрителям более неинтересно наблюдать за декорациями и безликими клоунами-героями, от которых кровоточат глаза, на арену выходит сам Джейсон Вурхиз и хоть как-то оживляет мертвенно скучное зрелище своими излюбленными выходками.

В итоге хочу сказать, что «Джейсон Х» представляет собой не так полноценное продолжение «Пятницы 13-е», как свободное творчество по мотивам франшизы Шона Каннингема. Не ищите здесь смысла, ужаса или саспенса, потому что это чистой воды Хрустального озера ирония, снятая плохо понимающими основы кинематографа людьми. Но если у вас есть желание посмотреть эту главу, то шутки ради сделать это вполне возможно.