05.08.2022

Даосизм основные идеи кратко таблица. Основные идеи даосизма. Что это такое


Религия и учение даосизм появились в чжоуском Китае, как пишет кратко Википедия, наравне с тремя другими мощными религиями конфуцианством и буддизмом. Даосизм как религия и учение возник в виде уникальной философской доктрины. По имеющимся материалам у истоков религии даосизм стоял мудрец Лао Цзы, что в переводе означает старый младенец. Когда любопытные пользователи ищут книги про даосизм, можно смело рекомендовать Лао Цзы, который написал даосский трактат Дао дэ Цзин. Здесь изложены основные положения идеи и принципы даосизма, так что после прочтения религия даосизм станет Вам понятна и близка.

Религия и учение даосизм имеют в себе как основное понятие учение о Дао, которое так же называют неоконфуцианством. Даосизм определяет Дао как нерожденное или порождающее всё сущее, своеобразный и всеобщий Закон, господствующий вечно и повсюду, можно сказать, что это Первооснова бытия. Даосизм определяет Дао как Непостижимое для органов чувств человека, неисчерпаемое в материальном и духовном плане познания, а также постоянное, без имени и конкретной формы. Религия и учение даосизм обозначают Дао, которое дает имя и форму всему сущему на земле. Даосизм ставит определенную цель для каждого практикующего адепта. Данная цель заключается в том, чтобы стать единым с Дао, то есть слиться с Ним, познав всю глубину его бескрайности и бесконечности.

Книги Лао Цзы о даосизме указывают, что перед лицом смерти все ничтожно, из-за всего существующего проглядывает Ничто. Даосизм как религия и философское учение указывает, что Ничто - это и есть первооснова мира, из ничто все возникает, соответственно Ничто – это и есть путь вещей, различных явлений, а также всех процессов, потому что из Ничто все вытекает и в Ничто все возвращается. Книги даосизма Лао Цзы рассказывают о том, что утрачивая личностное начало, которое можно сравнить с понятиями: эго и я, адепт даосизма приобщается к Дао. Такой момент слияния с Великим Ничто является постижением Великого Ничто. Даосизм утверждает, что когда даос становится Великим Ничем, он способен стать в этот же момент уже чем угодно, не будучи больше Я. Даосизм показывает, что даос становится одновременно Всем и Ничем.
Религия и философское учение в Китае даосизм учит тому, что все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба. Даосы разделяют эту точку зрения и называют ее механизм небесной пружиной. Даосизм показывает, что, пытаясь влиять на ход событий, человек лишь эгоистично нарушает гармонию, поэтому одним из даосских принципов является недеяние или неделание. Даосизм обозначает неделание как У-вэй, но это не есть бездействие, это прямое действие, но оно происходит вне ума, вне рассуждений. Основные идеи даосизма спрятаны в этом понимании, что действия в медитативном состоянии тишины ума, когда поступки текут естественным образом, без предположений о ходе событий, без трактовки их, без объяснений являются главным для даоса.
Можно сказать, что даосизм как религия и философское учение описывает трансовое состояние, в котором можно и нужно пребывать постоянно. В состоянии У-вэй можно заниматься чем угодно, то есть: рубить дрова, рисовать картины, возделывать сад и любые другие вещи. Даосизм подчеркивает, что ум даоса при этом должен просто молчать. Даосизм как религия призывает своих адептов занимать наблюдательную позицию ко всему, что их окружает в жизни, особенно и в первую очередь по отношению к себе. Даосский адепт невозмутим и анализирует посредством интуитивного мышления, но не дискурсивного. Такая позиция описывается так или иначе всеми основными религиями и философскими учениями. Эту позицию можно назвать медитативное или полутрансовое состояние, в психологии это называется третьей позицией.
Суть даосизма и его основные идеи рассказывают, что Небесная пружина – это своеобразный первотолчок, который инициирует жизнь любого человека. После этого первотолчка жизнь человека протекает спонтанно от рождения до его смерти. Наблюдая окружающую человека природу, изучая медицину, алхимию, астрономию, а также занимаясь даосскими дыхательными, медитативными практиками, адепт видит, что религия даосизм показывает ему, как любой человек может достичь соединения, слияния с Дао, то есть обрести в себе состояние Дао. Основные идеи и суть даосизма заключаются в том, что Дао - это состояние бессмертия.
Философское течение и религия даосизм учат, что мир по своей сути не содержит противоречий, но в нем происходит постоянное движение и вечная трансформация. Практикующий Даосизм адепт религии, должен покорно следовать движению этого потока, пребывая в естественности и природной простоте. Даосизм постоянно говорит о том, что необходимо пребывать почаще в трансовом состоянии. Религия даосизм учит принимать всё, что предлагает человеку жизнь вокруг, внутренне спокойно и абсолютно естественно, не противореча своей истинной внутренней природе, не ведя разрушительные войны с самим собой.
Философская концепция даосизм предлагает человеку успокоиться и принимать мир ровно таким, каков он есть здесь и сейчас. Следуя таким путем, то есть постоянно находясь в естественной гармонии с миром или же трансовом состоянии, в гармонии с природой, для адепта даоса возможно обретение долголетия и процветания духа. Даосизм как философия, по мнению даосов, объясняет природу как систему, которая сама себя воссоздает вновь и вновь. Природа, согласно даосизму, сама себя упорядочивает, имея высшее духовное начало в своей первооснове. Все проявления природы, какими бы они не были, являются проявлениями этого духовного начала. Человеку необходимо постигать эти движения и эти изменения, ведь именно в постоянном постижении изменяющейся природной деятельности и скрыт источник глубочайшей Истины о мире, как считает даосизм и даосы.
Книги даосизма Лао Цзы указывают, что существуют три сокровища, которые являются высшими наставниками человека. Книги даосизма указывают, что эти сокровища - это любовь, умеренность и смирение. Можно сказать, что суть даосизма и основные мысли и символы этой религии заключены именно в этих образах.
Помимо учения о трех символах или же сокровищах для человека, основные мысли и суть даосизма заключаются в доктрине даосов, которая опирается на постулат о Восьми Столпах. Суть даосизма, что эти восемь столпов являются ветвями даосских практик и философии. Основной акцент в этих практиках и философиях делается на здоровье и долголетие, на различные лечебно-оздоровительные системы упражнений и опять таки гармоничные отношения с окружающим миром.
Религия даосизм как Дао - путь философии. Человек в даосизме должен стремиться постичь значение и цель жизни, свое предназначение, различные законы природы и общества. Религия даосизм выделяет Дао обновления, в котором через упражнения и медитации практикующий должен достичь здоровья и долголетия.
Существует также Дао правильного питания и Дао забытой пищи. Питание даоса в первом случае основано на вегетарианской кухне, а во втором адептам даосизма необходимо помнить и о лечебном питании, включающем различные посты и диеты, а также и травную медицину для обеспечения определенного пищевого режима.
Даосизм выделает также Дао излечения и Дао сексуальной мудрости. В первом случае от адептов требуется регуляция и правильное использование жизненной энергии, данной нам в этом воплощении высшими силами. Здесь применяется методика вправления выпадающих органов путем лечебного массажа, акупунктуры и иных форм мануальной терапии. В о втором случае даосизм рассматривает вопросы секса и зачатие ребенка, которые должны быть действиями осознанными и контролируемыми.
Основные идеи даосизма также раскрываются в Дао совершенства и Дао успеха. В первом случае необходимо добиваться достижения совершенства в какой-либо сфере деятельности для себя и других, в том числе, например, с помощью систем предсказаний, таких как астрология, гадания по отпечаткам пальцев, нумерология, составления гороскопов и прогнозов на будущее. Во втором случае человеку необходимо выработать определенную стратегию, которая позволит адепту гармонизировать законы как самой природы, так и общества. Такая стратегия подразумевает для адепта даосизма неустанное овладение науками, психологией и философией, в том числе практику.
Религия даосизм считает, что человек - это вечная субстанция, то есть здесь речь идет о душе. Тело человека – это своеобразный микрокосм, то есть скопление скопление духов и божественных сил, некий результат взаимодействия Инь и Ян, мужского и женского начал. Тот из нас, кто стремится достичь бессмертия или же молодости и долголетия согласно даосизму должен прежде всего стараться создавать для всех этих духов внутри себя, а их в представлении древних даосов, около 36 тысяч, такие соответствующие условия, чтобы они не стремились покинуть тело человека.
Религия и философское учение даосизм призывает к долголетию за счет ограничения в еде, специальных физических упражнений, различных дыхательных упражнений и практик. Так же чтобы достичь даосского бессмертия, практикующий должен совершить не менее тысячи двухсот хороших поступков, и при этом один плохой поступок адепта сводит все на нет и приходится начинать с самого начала.

Дао — это путь познания вещей. Даосизм является традиционным китайским учением с примесью философии и религиозных воззрений, наряду с Конфуцианством, дзен и буддизмом. В понятие даосизма включены шаманские и магические практики, учение о бессмертии и изгнании злых духов, ритуалы предсказаний и целительные методики цигун.

Суть даосизма

Восточный мистицизм оказал большое влияние на весь мир. Корни даосизма уходят в глубь веков, первые письменные артефакты датируются вторым веком до нашей эры. Так говорит о даосизме википедия. Как переводится слово «дао»? Это некая безликая сила, управляющая миром. Она находится везде и нигде. Также «дао» переводится как «путь», который определяет направление жизни человека. Таким образом, кратко суть даосизма можно охарактеризовать как веру в управление безликой силой, сотворившей мир и поддерживающей всё сущее и веру в бесконечное блаженство в состоянии покоя и бездействия.

Основоположник даосизма — Лао Цзы. Основные идеи учения — обретение внутренней гармонии и покоя через следование по священному пути дао. Даосизм — это не религия в чистом виде, а набор духовных практик. Несмотря на отсутствие догматов религиозного поклонения, существует множество монастырей, в которых даосы уединились от суеты мирской жизни. Это становится понятным, если учесть основополагающую идею даосизма о состоянии внутреннего покоя как достижения духовного совершенства. В суете будней покоя достичь невозможно, а по поверьям даосов внутренний покой может даровать долгую жизнь.

На заре становления даосизма отсутствовали какие-либо ритуальные и обрядовые церемонии. Последователи Лао Цзы искали правильный путь и смысл своего существования. С течением времени даосизм претерпел изменения, но основная идея сохранилась. Это учение временами испытывало гонения официальных властей, что побуждало даосов скрываться и образовывать тайные братства. Дао проповедует подавление страстей и желаний, что не всегда находило отклик в сердцах людей.

Есть ли у даосов своя священная книга? Да, она называется «Дао дэ цзин», что обозначает «Книга пути и достоинства». В этом трактате красной нитью проходит мысль о невмешательстве человека в действие высшей силы, ибо воля небес превыше всего.

Путь достижения счастья

Философия даосизма дает некий рецепт достижения блаженства и счастья в этом земном воплощении. Для этого следует встать на путь Дао, обрести силу Дэ и пребывать в полном бездействии У-вей. Что такое полное бездействие? Это состояние созерцательности, наблюдения за происходящим без какого-либо вмешательства. Это созерцательное отношение ко всему, что происходит в жизни.

Даосы считают, что ни один добрый поступок не способен сделать человека счастливым. Он может обрести счастье только через внутренний покой и медитативное состояние. Именно в медитациях можно постичь смысл мироздания и обрести блаженство. По мнению основателя учения человек должен культивировать в себе три основных качества:

  1. сострадание (ци);
  2. умеренность (цзянь);
  3. душа (шэнь).

По мнению даосов сострадание (любовь) заставляет сердце активно работать, то есть, разгонять кровь. Это оздоравливает организм. Умеренность во всем тоже способствует здоровью, а также позволяет разумного расходовать жизненную энергию. Развитие души — это путь самосовершенствования, без которого невозможно достичь блаженства.

Основные идеи даосизма:

  • принцип невмешательства;
  • неделание;
  • спонтанность;
  • превращение вещей.

Даосы утверждают, что постоянным принципом мироздания является перемена, все остальное — преходящее. Переменой управляет закон Дао. Нельзя сопротивляться переменам, нужно позволить им случаться в жизни. Если человек осуществляет какие-либо действия или желает чего-то, он нарушает естественный ход событий и препятствует переменам осуществиться.

Обратите внимание! Даосизм учит не вмешиваться в естественный ход вещей и не предпринимать попытки исправить совершенный мир.

Попытки что-либо изменить в своей жизни рассматриваются даосами как покушение на совершенство мира, ведь совершенство можно постичь лишь в состоянии созерцания. Желания, по мнению дао, — путь к беспокойству и несчастьям. Человек не должен стремиться к чему-либо, но не должен и препятствовать этому случиться. Например, даос не стремится к богатству, но не препятствует ему прийти в жизнь.

Инь и ян

Что символизирует знак инь и ян? Некоторые считают его символом дня и ночи или добра и зла. На самом деле это основополагающий символ дао, в котором заключено единство противоположностей — темного и светлого начала. Темное принадлежит женской душе, светлое — мужской. Женская суть выражается в пассивности, мужская — в активности. Только единство двух начал может сформировать гармонию и блаженство, только в единстве противоположностей заключена мощь энергии ци.

По мнению даосов переизбыток одного из качеств приводит к неразумному течению жизни. Оба принципа должны находиться в гармонии и равновесии, только в этом случае жизнь будет плодотворной и эффективной. Однако в данном символе заключена идея космических принципов движения, которые осуществляют перемены в физическом мире.

Постоянство перемен символизирует замкнутый круг. Точки внутри каждой половинки знака символизируют взаимопроникновение, волнистая разделяющая линия обозначает отсутствие четких границ между принципами.

Принцип инь и ян можно встретить в китайском искусстве, национальной медицине и даже науке. Это основополагающий принцип дао, который утверждает, что:

  1. противоположности притягиваются и дополняют друг друга;
  2. все находится в процессе постоянных перемен.

Человек, следуя по пути Дао, должен постоянно находить баланс между инь и ян. Это равновесие энергий, которое приводит к балансу и гармонии. Только баланс и равновесие энергий могут даровать человеку внутреннюю гармонию и абсолютное здоровье.

Однако в хаосе, как цыплёнок в курином яйце, спал первопредок людей Паньгу. Он рос, и ему стало тесно в яйце. Тогда Паньгу пробил скорлупу и оказался между Ян, превратившимся в небо, и Инь, ставшей Землёй. Ещё 18 000 лет продолжал расти Паньгу, и своей головой всё выше и выше поднимал он небо, отделяя его от земли, а потом разрубил перемычку между ними, чтобы земля и небо не могли соединиться вновь».

До того как возник наш мир, везде царил хаос по имени Хуньдунь. Однажды пришли к нему владыка Севера Ху и владыка Юга Шу, которых иначе называли Инь и Ян. И чтобы улучшить жизнь хуньдуня, они просверлили в его теле те семь отверстий, какие теперь есть в голове всякого человека, - глаза, уши, ноздри и рот. Но продырявленный Хуньдунь от этого вдруг умер.

Древнекитайские мыслители использовали понятия «Инь» и «Ян» для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Важным моментом в первых философских построениях Древнего Китая было признание обратной связи между этими понятиями и человеческой жизнью, общественными явлениями. Считалось, что если люди действуют в согласии с естественной закономерностью, отражённой этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, но если такого согласия нет, то страна и всё в ней приходит в смятение. И наоборот – неурядицы в обществе создают помехи для естественных проявлений Инь и Ян, для нормальной самореализации. Эти космогонические идеи явились основой религиозно-философского миропонимания древних китайцев и были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»).

2. Даосизм

Древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в VI – V вв. до н.э. Главный источник – философский трактат «Даодэцзин».

Основные понятия:

§ «Дао» - имеет два значения: во-первых, это путь, по которому в своём развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; во-вторых – это субстанция от которой произошёл весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту;

§ «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

В мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека – следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение. Целью учения Лао-Цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма –теория недеяния.


3. Конфуцианство

Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-фу-цзы), живший в 551-479 гг. до н.э., главным источником учения – произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»)

Особенности конфуцианства:

§ основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.

§ представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера такого управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношении е подчинённых к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчинённым – как отца к сыновьям.

§ конфуцианское «золотое правило нравственности» гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе .

§ Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остаётся актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора

Главные принципы конфуцианства:

§ принцип «жэнь» , то есть гуманность и человеколюбие;

§ принцип «ли», то есть почтительность и ритуал;

§ принцип «цзюнь-цзы», то есть образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью;

§ принцип «вэнь», то есть образованность, просвещённость, духовность в сочетании с любовью к учению;

§ принцип «ди», то есть повиновение старшим по должности и возрасту;

§ принцип «чжун» , то есть преданность государю, нравственный авторитет правительства.


Проблема руководителей и подчинённых в конфуцианстве:

Качества, которыми должен обладать руководитель :

§ подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

§ управлять на основе добродетели («бадао»);

§ обладать необходимыми знаниями;

§ верно служить стране, быть патриотом;

§ обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

§ быть благородным;

§ делать только добро государству и окружающим;

§ заботиться о личном благосостоянии подчинённых и страны в целом

Качества, которыми должен обладать подчинённый:

§ быть лояльным по отношению к руководителю;

§ проявлять старание в работе;

§ постоянно учиться и самосовершенствоваться

Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Японии, Кореи и других дальневосточных стран.

Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши.

Китайский ученый сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».

Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его биография абсолютно неизвестна историкам. Древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок». По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао.

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Формы проявления даосизма

Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:

Философско-этическая - помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.

Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.

Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.

В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.

Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского - активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Обряды в даосизме

В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.

В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.