05.08.2022

Зороастризм - русская историческая библиотека. Главное божество религии заратуштры В мире идет борьба бога ахура


Это имя впервые появилось в 8 веке до н. э. в ассирийской надписи, и переводилось оно как «Владыка мудрости». По преданию, Ахура Мазда - это олицетворение правды, жизни и света, всезнающий и всемогущий Бог добра. Он властитель и устроитель мира, творец бытия.

Владыка мудрости сотворил тела и души людей, создал все блага мира и даровал их человечеству. Опираясь на ангелов, которые символизируют бессмертие, правду и добромыслие, он участвует в постоянной борьбе с Ангхроманью - Богом смерти и мрака.

Созданный Ахура Маздой человек может выбирать . Благость Владыки абсолютна, он - величайший из всех. Он самый юный, но он и старше всего, и постоянно меняется, оставаясь при этом неизменным. Этот Бог следует путем праведности и знает прошлое и будущее. Он все видит, и его невозможно обмануть. Он держит в руках дары, предназначенные для праведных и лживых. Каждый получит по заслугам: праведные - всяческие блага, лживые - боль и разрушение. Образ Ахура Мазды неразрывно связан со светом, огнем, солнечным сиянием. Он - Творец, создавший землю, небо, скот, людей, пищу, воду. Он даровал человечеству свободу воли.

В земном мире исполнителем его воли и прямым представителем является человек праведный, приводящий наш мир к процветанию. С людьми Ахура Мазда находится в очень близких отношениях. Все, кто находится на его стороне, могут чувствовать себя его близким - отцом, братом, другом. К тому, кто с ним дружен, он благосклонен. Человек, поддерживающий закон справедливости и добра, становится союзникам Бога и приобретает блага бессмертия и мудрости. И, напротив, творящий бесчинства будет побежден. Об этом свидетельствует история ведьмы из Фраддама.

Белому колдуну лорду Пенгерсвику всегда удавалось разрушать заклятия ведьмы из Фраддама, даже не смотря на то, что она слыла в западных краях самой могущественной колдуньей. Взбешенная ведьма решила его уничтожить с помощью неизвестных до тех пор чар. В обмен на помощь, она пообещала дьяволу отдать свою душу.

Было принято решение напоить кобылу чародея, поставив у дороги кадку. Предположительно конь должен был заупрямиться и сбросить седока. После этого старуха опоила бы лорда снадобьем, и он оказался бы полностью в ее власти. У дьявола не было сомнений, что он сможет завладеть душой ведьмы, но уверенности в душе колдуна у него не было. Магия Пенгерсвика была так могущественна, что даже сам дьявол его опасался.

Ведьме быстро удалось собрать все составляющие для зелья. В темной аллее, где должен был проехать лорд, была поставлена кадка с отравленной водой. Ждать пришлось не долго. Послышался размеренный цокот копыт, и на фоне темного неба появился четкий силуэт. Когда всадник приблизился, его конь громко фыркнул, и глаза животного вспыхнули ярким огнем - черная кадка у дороги выглядела неприятно. Мужчина склонился и что-то шепнул на ухо своему коню. Тот повернулся кругом и ударил копытами. Кадка подлетела вверх, а затем, падая, больно ударила ведьму по ногам. В следующее мгновение кадка превратилась в гроб, в который свалилась колдунья.

Колдун произнес несколько гневных слов на непонятном языке, и тотчас поднялся вихрь, в центе которого оказался сам дьявол. Он схватил гроб вместе с лежащей в нем ведьмой и поднял высоко в небо. Смех Пенгерсвика и ржание коня перекрывали рев ветра. Лорд пришпорил коня и помчался домой. А ведьма до сих пор парит над морем. Старуха мутит воду, поднимает волны высотой с гору и по мере своих сил старается причинить вред людям. . Власть над колдуньей имеет только лорд Пенгерсвик. Чтобы ее успокоить, он поднимается на башню и три раза дудит в трубу.

Публикуем новое предсказание из книги Заратуштры , касающееся событий нашего времени. Стихотворная форма отрывка его и предшествующее вступление взяты из книги "Перекрестье" (анализ ее сделаем позже).

"Вот, пожалуйста, возьмём другой отдел библиотеки Шамбалы - Египетский, к примеру второй половины первого тысячелетия до нашей эры . Раздел Александрийской библиотеки… Часть её сгорела в сорок седьмом году до нашей эры, Слава Богу, Межане быстро отреагировали на эту очередную глупость человеческую в Аль-Искандрии. Так что самое ценное было спасено. Так вот, в этом отделе есть достаточно редкая книга пророчеств, писанная ещё рукой Заратуштры. Он жил в Бактрии при царе Виштаспу…

Это одно из многочисленных имён Ригдена Джаппо . Заратуштра его так называл. Ахура Мазда, в переводе с древнеперсидского означает «Владыка Мудрости», или «Владыка Всеведущий». Позже имя Ахура Мазда в греческом варианте уже звучало как Ормузд, Оромаз. В своих проповедях Заратуштра указывал на Ахура Мазда как на доброе начало, опирающееся на Дух огня, и правдивого порядка - Арта, обладателя воздействующего слова; Мудрого, окружённого сонмом благих, составляющих вместе с ним божественную семерицу «Амеша спента». «Бессмертно воздействующих», «Дарителей», гораздо позднее в переводе их стали называть «Святыми». Знания-то одни и те же, просто давались в разные времена разным людям. Кстати, Заратуштра называл владыку зла по имени «Друджа», что в переводе означает «Ложь». Позже имя «Друджа» в иудейской передаче звучало как «Ашмадай», а уже в древнегреческой - «Асмодей». Так что много чего было заимствовано у персов. Рукой же Заратуштры писана лишь одна книга, книга «Мудрости», которая чуть не сгорела при пожаре в Александрийской библиотеке. Очевидно, кому-то это было очень выгодно - уничтожить следы далёкого прошлого. Кроме того, ближайшими учениками Заратуштры, которых он послал в мир адаптировать знания науки Шамбалы для профанов, было написано семь книг . Впоследствии эти записи неоднократно искажались при переписке, заменялись различными взглядами власть имущих жрецов, которые, в конечном итоге, и трансформировали их в религию. Но, даже несмотря на такую значительную материализацию текста, идеи Заратуштры оказали значительное влияние на христианство, ислам, и до сих пор будоражат умы человеческие, находящиеся в поиске Бога. Почему? Потому что в них остались зёрна. А Заратуштра - это целое поле наливных колосков. Он проповедовал всё очень просто и ясно, так, как рассказывал ему Ригден Джаппо .

По существу нет ни положительных, ни отрицательных верховных божеств. Все они сыновья «Бесконечного времени», как называл Заратуштра в своей книге - бога Эрвана… И человек - это не игрушка в руках высших сил, а личность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью повлиять не только на торжество мировой справедливости, но и на рост собственного духовного бессмертного индивида. Ну, и так далее… А по поводу предсказаний нашего времени, в книге Заратуштры есть достаточно любопытные пророчества. Правда, текст составлен в виде стиха на древнеперсидском. Поэтому в русском переводе его звучание, имеющее свою особую метрическую тональность на древнеперсидском, будет несколько иным. Главное - смысл.

О, хороший, лучший друг, Ахура Мазда!
Спрашиваю тебя, скажи мне правду.
Ты же ведаешь обо всём:
О свершившихся намерениях
Равно - дэвов и людей;
О делах, что лишь задуманы,
О словах, что ещё не сказаны,
О мыслях, ещё не обретших
Силу свою явную.
Передай ты мне из уст в уста
Слово мудрое о том,
Что грядёт в миру
Через тысячу, тысячу лет».
Тогда Ахура Мазда сказал
Такое правдивое слово:
«Говорю правду, высказываю истину.

Двуногие люди умножатся на земле
И будет их число двенадцать
Три раза в тысячи.
Столпятся во время уроченное все,
Раньше много раз рождённые.
Четыре пути перед их глазами предстанет.
Три из них ложных - приспешников Друджа,
Туда, в яму мрака дэвы толкают.
Четвёртый путь Арты - путь Духа и Правды,
Её тропа через пропасть ведущая.
Славные, смелые люди восславят себя,
Увидев тот путь, к спасенью ведущий.
Дарована будет людям удача.
И вскоре за смелость и правду
Награда ждёт их - богатство Души
И мощность вещей.
Мир на две части расколется.
Зломыслящие сзади останутся с дэвами,
Служителями Друджа.
В прах их повергнет природа
Большую часть. Они - конец конца.
Благомыслящие с славными шагнут,
Выбор свой сделав в мыслях, словах и делах.
Они положат от конца - Начало…
… Разве слабосильный нужен мне
Человек, чье слово - пыль и ложь?
Всемогущего Духом, славного желаю я,
Добро творящего миру.
Пусть грянет он, наконец,
Сила Арты будет в подмогу.
Мудр тот, кто в толпе стоящий на грани миров
Внемлет слову Ахура.
Выбор дан. Каждый сам изберёт
Свой жребий зла или жребий добра,
А вместе с добром и свободу».
И сказал я в ответ:
«Проницателен ты, Мудрый друг,
Да снизойдут щедроты твои, достойные нас,
Пусть Ахура воля да сбудется!"

Какие поверхностные выводы можно сделать? Заратуштра в свое время был знаком с Ригденом Джаппо, которого в те времена именовали Ахура Мазда. Рукой пророка Заратуштры писана всего лишь одна книга «Мудрости». Друдж, Ашмадай, Асмадей - одно из имен Аримана (о нем как-нибудь позже, уж больно обширная тема). Из приведенного отрывка книги "Перекрестье" можно логически связать два временных указателя: "Второй половины первого тысячелетия до нашей эры " (по тексту) и "Через тысячу, тысячу лет и ещё половину " (из предсказания Заратуштры). Каким образом? Если от нынешнего времени - начала XXI века - отнять второй указатель "Через тысячу, тысячу лет и ещё половину ", получится первый "вторая половина первого тысячелетия до нашей эры ".

- "Раньше много раз рождённые " - прямое указание на реинкарнации, перерождения, предшествующие жизни.

- "Четыре пути перед их глазами предстанет " - судя по всему, говорится о Четырех Сущностях человека в составе энергетической конструкции (Правой, Левой, Задней и Передней, подробнее о их характеристиках читайте в книге "АллатРа").

- "Три из них ложных - приспешников Друджа, Туда, в яму мрака дэвы толкают. " - Первые три из них - Животные Сущности, активирующие в человеке негативные, деструктивные эмоции и проявления. Они постоянно провоцируют и подталкивают человека к проблемам, неприятностям и бедам.

- "Четвёртый путь Арты - путь Духа и Правды, Её тропа через пропасть ведущая " - Передняя Сущность - выход в Духовный мир, помощник от Бога, упрощенно. Почему путь к ней ведет через пропасть, не совсем ясно.

- "Славные, смелые люди восславят себя, Увидев тот путь, к спасенью ведущий. Дарована будет людям удача. И вскоре за смелость и правду, Награда ждёт их - богатство Души и мощность вещей " - вероятнее всего, говорится о тех индивидуумах, кто примет Исконные Знания и начнет активно над собой работать, духовно развиваться с помощью изучения природы Животного начала и познания свой Души, посредством данных через книги знаний, практик, медитаций.

- "Мир на две части расколется. Зломыслящие сзади останутся с дэвами, Служителями Друджа. В прах их повергнет природа. Большую часть. Они - конец конца. " - в первом предложении говорится о разделении человечества на две части - ЖИВОЕ и МЕРТВОЕ, об этом Ригден Джаппо напрямую говорит в программе "Единение ". Большинство из людей, не принявших Знания, по всей видимости, погибнет из-за природных катаклизмов.

- "Благомыслящие с славными шагнут, Выбор свой сделав в мыслях, словах и делах. Они положат от конца - Начало… " - принявшие Знание разглядят в предстоящем общечеловеческом бедствии сокрытую суть вещей как реализацию "очистительного процесса", и сумев сдержать свое Животное наало, смогут пережить эти тяжелые времена, чтобы положить начало Новой цивилизации.

- "Мудр тот, кто в толпе стоящий на грани миров внемлет слову Ахура " - дословно можно перевести так, мудр тот, что услышит сегодня Ригдена Джаппо (И.М.Данилова). Три интервью и книги в подмогу.

- "Выбор дан. Каждый сам изберёт Свой жребий зла или жребий добра, А вместе с добром и свободу " - тут все понятно. В данную минуту каждый из нас выбирает свою последующую судьбу, как прижизненную, так и посмертную. Пресловутый выбор человеческий...

Есть дополнительно соображения? Милости просим, пишите в комментариях.

Подготовил Дато Гомартели (Украина-Грузия)

Владыка Мудрости ) - в зороастрийской традиции высшее божество . Добрый Творец, Добрый Отец . Бог света, мудрости и правды. Бог Совершенной Доброты , исключающей зло. Человеколюбив. Учит о жизни в добре, благорасположенности к служению. Лик его прекрасен: запечатляется в природе и во внутренних. Его рисуют в виде белого быка с огненными крыльями и изумительно добрыми глазами. Добрый Отец, как бы ни сложились обстоятельства, никогда не отрекается от своих детей. Напротив, в трудных обстоятельствах еще более верен им.

Ахура Мазда семиипостасен, и каждая ипостась-эманация порождает других богов. Ахура Мазда эманирует в шести добрых качествах-ипостасях, после чего достигается полнота. Но важно подражать и умножаться в подобрении, не останавливаясь на достигнутом, как бы высоко ни ценили ваши достижения окружающие. Важно понимать: лестница подобрения нескончаема. И даже для божеств на разных иерархических ступенях существует лестница подобрения.

Божество чистейшего света в зороастризме

Блистательным выражением полярности доброго божества и его земного искаженного аналога явился зороастризм - религия, возникшая в VI-V в. до Р. Х. Пророк Зороастр учил об Ахура Мазде («Источник благ», непорочное Божество Всевышнего) и Ангра Майнью или Аримане («Примагничивающий зло»).

Зороастру в 30-летнем возрасте открылись бессмертные святые Амеша Спента и наставили пытливого харизматического мужа в тайнах высшего знания:

«Существует Божество чистейшего света, непричастное к злу. Его имя Ахура Мазда (трижды венчанный Царь неба и земли, Источник всяческих благ, небесное Божество непорочного зачатия). На земле ему противостоит князь мира Ариман, окруженный зодиакальной примагничивающей машиной ».

Ученик Зороастра избирает стезю добра и отрекается от зла (что само по себе составляет подвиг помазанника в настоящем веке с его доминантой зла и греха). Для вхождения в сокровищницу небесной доброты Зороастр вводит принципы, подобные восьмеричному кодексу Будды : благие мысли, благие слова, благие дела…

В зороастризме речь идет не о покаянии , а о свободном выборе в сторону света и круглосуточной борьбе с Ариманом, хитрейшим хитрых змеем , проникающим во внутренняя человека, считывающим родовые программы. Но царь Ахура Мазда знает ключи победы над сатаной и дает их избранным.

От свободного выбора каждой души зависят судьбы мира и торжество истины и добра над злом.

Бел-Бог vs. Черенбох

Второе отличие двух богов - добра и зла − в том, что Ахура Мазда признает только правду . Противоположной точки зрения придерживается Ахриман. Для него добродетели - ложь , гипноз, порча, похоть, перевертывание. Ложь рассматривается как добро, правда - как порок.

Тезис об актуальности Ахура Мазды безупречен. Поскольку вера в Доброго Отца практически вытеснена смешанными образцами, образ светлейшего Ормузда, постижение его языка, благословение от его светлых учеников и наставников составляет важнейшее в революции, предлагаемой сегодня катаризмом-XXI.

Литература

  • «„Апостол“ Пётр, или Симон Кифа, агент синедриона» // В кн.: Блаженный Иоанн . Аутентичные лики истории. М.: «Мир Софии», 2008
  • Блаженный Иоанн . Время Белой церкви. Теогаммы богомилизма, том VI. М.: «Мир Софии», 2016

Mazdayasna- «почитатель Мазды». Ахура Мазда является отцом Аши (праведности-истины) - закона, по которому развивается мир, покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» - злом и разрушением, происходящих в мире против его воли. В конечном преображении бытия (Фрашкарде) им вместе со всеми благими существами будет совершено окончательное очищение мира от сил зла.

  • Ахура (ahura-), представляет собой соответствие санскритскому asura «Властелин», эпитету многих богов в Ригведе , прежде всего Варуны . Асуры - это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам , «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры и ахура по преимуществу - Ахура Мазда.
  • Мазда (имен. пад. mazdå) - из праиндоевропейского *mn̥s-dʰeH 1 «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый». Индийское соответствие medhā «разум», «мудрость». Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания mazdayasna- «почитающий Мазду», «маздеист».

Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость », «Владыка мысли». В Гатах Заратуштры два имени Бога часто употребляются независимо друг от друга и в свободном порядке. Начиная со времён Младшей Авесты устанавливается, за исключением застывших молитвенных форм, порядок «Ахура Мазда», ставший источником позднейших стяжённых форм.

На протяжении всей среднеиранской и новоиранской эпохи широко употреблялись именно стяжённые формы двойного имени: пехл. ʾwhrmzd" /ohrmazd/, согд. xwrmztʾ /xormazdā/, перс. ارمز(د) ‎ /ormoz(d)/. Вместе с тем в Новое время для зороастрийской традиции характерно «восстановление» имени по авестийскому образцу: перс. اهورا مزدا ‎ [æhurɒmæzdɒ].

В откровении

Главным источником, описывающим образ Ахура Мазды, являются обращённые к нему гимны Заратуштры - Гаты . Ахура Мазда открылся пророку после долгих лет настойчивых духовных исканий благодаря «Благому Помыслу» (Y 43). Заратуштра осмыслил Ахура Мазду помыслом и увидел его воочию (Y 31.8; 45.8). Пророк вопрошал, а Бог отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости. В дальнейшем эта «встреча» (авест. haṇjamana- ) послужила основой новой религии почитания Мазды (зороастризма). В Гатах Заратуштра просит Ахура Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую «друг дал бы другу» (Y 46.2). Вместе с тем он сам приносит ему дары поклонения и полностью посвящает ему свою жизнь и тело (Y 33.14)

Сущность Ахура Мазды

Ахура Мазда - величайший из всех (Y 45.6). Благость его абсолютна (Y 28.8). Он был старше всего, но и самый юный (Y 31.8). Он возрастает вечно, но и вечно остаётся неизменным (Y 31.7). Он самый могущественный (Y 33.11). Он самый осведомлённый и знающий (Y 46.19). Он знает прошлое и будущее (Y 29.4). Он всегда следует прямым путём праведности (Y 33.5; 43.3).

Ахура Мазда пребывает в светлой Гародмане - «Доме песнопения» (Y 51.9), окружённый свитой сотворённых им благих существ - ахур , во главе с Ашей и Воху Маной (Истинным Законом и Благим Помыслом) (Y 44.9). Последние, называемые в более позднюю эпоху Амешаспандами и Язатами, в Гатах иногда называются его порождениями, то есть по сути продолжением его сущности.

В целом образ Ахура Мазда соответствует концепту «Архежреца », не только поддерживающего Закон Бытия (Ашу) посредством своей мысли и тайной силы maya-, но и наставляющий земных жрецов в знании этого закона . Праведный человек в зороастризме, приводящий мир к процветанию - прямой представитель Ахура Мазды в земном мире и исполнитель его воли (Y 31.16). Тем не менее антропоморфные описания в Гатах ограничиваются «языком его уст» (Y. 31.3) и «руками», в которых он держит дары воздаяния праведным и лживым (Y. 43.4).

С другой стороны Ахура Мазда связан со светом. В описании своего откровения Заратуштра постоянно прибегает к образам солнечного света и сияния, видимых им воочию. В Гатах огонь назван принадлежащим Ахура Мазде (Y 43.9). В дальнейшем связь Ахура Мазды со светом только укреплялась, Солнце стало прямо называться «образом» Ахура Мазды (Y 36.6). Контаминация маздеизма с солярными иранскими культами находит отражение в некоторых восточноиранских языках (хорезмийском , хотаносакском , мунджанском , ишкашимском), где рефлексы этого имени означают «Солнце».

Творец

Ахура Мазда - Творец (Dātār-) бытия (Y 50.11). Он творит своим помыслом (Y. 31.11), помыслом он сотворил светлое пространство мира (Y 31.7), дающее радость и умиротворение. Он поддерживает в мире Ашу («Истину») - закон функционирования вселенной, проявляющийся также в свете. Часто он выступает как жрец - его творение превращается в священнодействие, где он творит посредством священных мантр (Y 29.7). Его творческая сила, наполняющая бытие жизненной силой, описывается как Спента Маинью, что обычно переводится как «Святой Дух» (Y 47).

Он поддерживает землю и небо от падения, создал чередование дня и ночи, проложил дорогу светилам, дал силу ветру (Y 44). Он сотворил скот, растения и воду (Y 48.6; 51.7). Он сотворил людей: их тела и души, - и даровал им свободу воли (Y 31.11; 46.6). Он создаёт блага этого мира и дарует их человечеству (Y 33.11; 48.3).

Близость к человеку

Хотя Ахура Мазда велик, он находится в самых близких отношениях с людьми. Любой, кто на его стороне, может чувствовать себя его близким - другом, братом и отцом (Y 45.11). Он благосклонен ко всем, кто стремится к дружбе с ним (Y 44.17). Тот, кто поддерживает в мире закон Аши, становится самым желанным союзником Ахура Мазды, и Бог одаривает его благами Целостности и Бессмертия (Y 31.21, 22).

Вершитель суда

Ахура Мазда видит всё, его невозможно обмануть (Y 45.4), от него невозможно ничего скрыть (Y 31.13). Он высший суверен мироздания, и от него зависит будущее (Y 29.4). Он будет определять, кому достанется победа в битве между праведными и лживыми (Y 44.15). Именно с его проявлением в мире будет связано уничтожение зла (друдж) (Y 31.4) и наступление Фрашкарда - обновление бытия. Ахура Мазда изначально определил два типа поведения - в соответствии с моральным порядком мира или наперекор ему (Y 46.6). Человек выбирает между этими двумя путями в соответствии со своей свободной волей, но конец выбравших два разных пути будет различен (Y 48.4). И праведного, и лживого ожидает конечное вознаграждение, исходящее от Ахура Мазды (Y 43.4, 5) - спасение и всевозможные блага для первых и боль и разрушение для вторых (Y 30.11 и др).

В Младшей Авесте

В Младшей Авесте Ахура Мазда остаётся творцом и владыкой духовного и телесного миров, высшим подателем благ и называется «Святейшим духом» (авест. spəništa- mainyu- ). Более глубокое, чем в Гатах , отождествление со Спента Маинью (Святым Духом) и отсюда прямое противопоставление Ангра Маинью - «Злому Духу», непримиримому противнику всякого добра, подчёркивается пассажами Y 19, где Злой Дух появился в ответ на изначальный творческий акт Ахура Мазды, выраженный в виде молитвы Ахуна Ваирья, но был повержен словом отречения от всякого подобия со злом. Подобный акт отречения от зла предполагается и от человека. Почитатели Мазды должны признать Ахура Мазду источником всякого блага (Y 12) и воплощать его власть во всём мире (Y 35).

Ахура Мазде придаётся много хвалебных эпитетов, основными из которых являются прилагательные, связанные со светом: raēwant- и xwarənaŋuhant- - «блистательный» и «полный хварно», то есть царского сияния. Специально посвящённый Ахура Мазде Хормазд-яшт перечисляет 72 имени Ахура Мазды, включая 20 великих, перечисляемых особо.

Ахура Мазда стоит во главе Амешаспандов и Язатов, которые выступают как его творения и его свита. У некоторых Язатов или материальных творений имеется постоянный эпитет ahuraδāta- «сотворённый Ахурой» или mazdaδāta- «сотворённый Маздой».

В древнеперсидских надписях

Бог великий - Ахурамазда, который сотворил эту землю, который сотворил это небо, который сотворил человека, который сотворил счастье для человека, который сделал Дария царём. (DN, 1-6)

В древнеперсидской клинописи для имени Ахура Мазды помимо фонетической записи существовала отдельная идеограмма.

В пехлевийской литературе

См. также

Примечания

Литература

  • Windischmann, «Zoroastrische Studien» (Б., );
  • Spiegel, «Eranische Alterthumskunde» (т. II, Берл., );
  • Duncker, «Geschichte des Alterthums» (5 изд., В., );
  • Darmesteter, «Ormasd et Ahriman» (П., );
  • M. Haug, цитированная выше книга; W. Geiger, «Ost-iranische Kultur im Altertum» (Эрланген , );
  • Jackson, «The religion of Awesta», «Grundriss der irânischen Philologie» (Страсбург).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ахура Мазда" в других словарях:

    Ахура Мазда (справа) даёт Ардаширу символ королевской власти кольцо Мифология: иранская мифология … Википедия

    - (Зенд.) Олицетворенное божество, Принцип Всемирного Божественного Света парсов. От Ахура или Асура, дыхание, духовное, божественное в старейшей Риг Веде, низведенное ортодоксальными браминами в А сура, не богов, так же, как маздеяне… … Религиозные термины

    АХУРА МАЗДА - (Зенд.) Олицетворенное божество, Принцип Всемирного Божественного Света парсов. От Ахура или Асура, дыхание, духовное, божественное в старейшей Риг Веде, низведенное ортодоксальными браминами в А сура, не богов, так же, как маздеяне разжаловали … Теософский словарь

Высшее божество иранского пантеона именуется двусложно: Ахура – означает «Господь», Мазда – «Мудрый». Вполне возможно, некогда Ахурой называли наиглавнейшего или даже единственного бога, творца мира и дарителя благ. У Заратуштры этот образ приобрел более определенные черты, но относящиеся к нематериальному миру.

В разделе Авесты «Ясна» в Молении о Слове Заратуштра обращается к Мазде, упоминая о божественной Мысли (Boxy Мане) и божественном, что означает и добром, Деле (Арте):

Мазда, Мудрый Властелин, Boxy Мане верно я служу, Дай мне оба мира в дар – мир вещей, а также мир души! За служение Арте дай все, что праведному следует!

Все эти божества имеют отношение и к материальному миру: Boxy Мана – Дух скота (покровитель стад?), Арта – Дух огня. Но в любом случае духовное господствует над материальным. Тем более что Арта – Правда, а Мазда – божественное Слово.

Для пророка Заратуштры, представителя жреческого сословия, Ахура Мазда предстает не в облике грозного воина князя, не как повелитель небес и громовержец, а вообще вне конкретного соответствия с каким либо природным объектом или явлением, и не в облике человека, а тем более животного. В молении своем пророк обращается прежде всего к собственной душе, сознавая пределы своего знания:

Арта – Правда, Дух огня, разве в силах я постичь, понять Boxy Ману и тебя, хоть и ведаю, где к Мазде путь. Заклинанием твоим, языком склоним врагов к Добру!

И в дальнейшем Заратуштра уповает не на материальную помощь Господа (скажем, как в Торе, Ветхом Завете), а исключительно на духовную:

Boxy Мана!

Вразуми, пусть прибавит силы мне!

Мазда, Заратуштре дай

Слово чудодейственное.

Удивительна последняя просьба:

Мазда, я воспел тебя, передай ты мне из уст в уста

Слово мудрое о том, как впервые появилась жизнь!

Что представляет собой Ахура Мазда? В сборнике молитв гимнов «Яшт» перечисляются его качества: Вопросимый, Мощный, Истина, Всеблагое, Разум, Ученье, Святость, Сильнейший, Беззлобный, Всевидящий, Целитель, Создатель, Покровитель, Хранитель, Всезнающий, Всеправедный, Всеблагодатный, Безобманный, Сокрушитель, Истинный, Умнейший… И это еще далеко не все. А что самое главное?

Благая Мысль – творенье

Моё, о Заратуштра,

И Истина, что Лучшая, –

Творение мое.

И эта Власть Желанная –

Творение мое.

Святое Благочестие –

Творение мое.

И Целость и Бессмертие –

Для праведных награда.

В потустороннем мире –

Творение мое…

Истина – лучшее благо. Благо будет, благо тому, Чьё Истине лучшей благо.

В этом гимне около двадцати раз повторяется: «Истина – лучшее благо». И в другом гимне встречается та же фраза. Нет сомнения, что таково убеждение Заратуштры. Истина сопоставляется с солнечным светом:

Когда восходит Солнце, То данная Маздой Светится земля, Светятся все воды, И те, что проточны Источников воды И воды морей. Творенья светятся Все Духа Святого…

Молитву и хвалу, мощь и силу Прошу Солнцу бессмертному. «Истина – лучшее благо…»

Ахура Мазда и в этом случае не сопоставляется с материальными предметами; восход Солнца – природное явление, но свет при этом становится не материальным качеством, а идеальным, подобно истине. Творение мироздания в этой религиозной системе тоже представлено как результат концентрации мысли и воли.

Помимо верховного божества, выступающего в трех ипостасях: Мысль Слово Дело (не к такому ли триединству должен стремиться любой благородный, честный человек?), в пантеоне есть Амеша Спента (Амшаспанд) – «Бессмертные Святые». Однако они представляют собой скорее качества и достоинства Ахура Мазды, чем нечто от него принципиально отделенное. Вот они: Спента Майнью (Дух Святости), Хшатра Вайрья (Высшая Власть; имеется в виду царство Божие), Армайти (Благочестие), Аурват или Хаурватат (Целостность), Амертат (Бессмертие). Еще два Амеша Спента относятся непосредственно и бесспорно к качествам Ахуры Мазды: Boxy Мана (Благая Мысль) и Аша Ва хишта (Истина). Но разве могут быть вне его Дух Святости, Целостность, Бессмертие?

Возможно, в далекой древности это были божества более традиционного типа, связанные с материальными объектами. Как отголоски этого времени в зороастризме сохранились представления об Амеша Спента, которые олицетворяют: землю (Армай ти), огонь (Аша Вахишта), металлы (Хшатра Вайрья), воду (Аур ват); покровителями растений и животных были Амертат и Boxy Мана соответственно. Для Заратуштры было важно подчеркнуть, что речь должна идти не просто о неких подобиях людей или животных, а о мире ином, духовном. Тем более что как богиня вод – конкретных, земных и небесных – пророком названа Ардви (Ардви Сура Анахита, то есть Ардви Могучая Беспорочная). Ей посвящен в Авесте специальный гимн, который начинается так:

Ахура Мазда молвил Спитаме – Заратуштре:

«Молись ей, о Спитама,

Ей, Ардви полноводной,

Широкой и целебной,

Молись враждебной дэвам

И преданной Ахуре,

Достойной всего мира

Молитв и восхвалений,

Молись растящей жито,

Молись, кормящей стадо…»

Трудно сказать, насколько продуманы были пророком взаимосвязи материальных и духовных субстанций, но их резкое различие он понимал. «Весь мир рассматривался, – пишет исследователь и переводчик Авесты И. С. Брагинский, – как раздвоенный, разделенный на две сферы: одну – земную, реальную, телесную, другую – потустороннюю, воображаемую, духовную. Такое раздвоение мира пронизывает многие гаты. «О помощи прошу и о поддержке в обоих мирах – телесном и духовном», – часто повторяется в них этот призыв Заратуштры».

Ахура Мазда выступает как единый (Целостность – одно из его главных качеств), могущественный и всеблагой повелитель и в материальном, и в идеальном мире. Однако он не наделен всемогуществом. У него есть грозный, свирепый, коварный, злокозненный противник – Анхра Манью, которому служат демоны дэвы и поклоняются те из людей, кто привержен лжи, подлости, злу. Сам человек делает выбор, сам ответственен за свой выбор в этой жизни и потусторонней. А потому Заратуштра не уговаривает поклоняться Ахура Мазде, а ограничивается постановкой вопросов:

Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура! Как будут заложены основы наилучшей жизни? Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура! Кто изначально был отцом Арты [Духа Огня] при зарождении его? Кто проложил путь Солнцу и звездам? Кто заставляет Луну прибывать и убывать? Это и многое другое, о Мазда, хочу я узнать! Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура! Кто водрузил землю на место и удерживает громады облаков?

…Какой мастер сотворил свет и тьму? Какой мастер сотворил сон и бодрствование, Дабы разумному человеку напомнить о заботах его?…Кто научил сына почитать отца своего? Как овладеть поучениями и словами правды? Будет ли награжден приверженец правой веры?… Как избавиться от приверженцев Лжи?…

По мнению М. Дрездена: «Ответ на эти явно риторические вопросы очевиден: Ахура Мазда является автором всех этих свершений, именно с ним связано происхождение и устройство мира». Но такова лишь часть правды. Страстная мольба Заратуштры свидетельствует прежде всего о его стремлении к истине, жажде познания подлинного, а не мнимого. Здесь звучит и признание своего незнания. И не на все вопросы можно ответить примитивно бездумно: так бог создал Ахура Мазда. Но как же понимать сотворение света и тьмы? Неужели всемогущий Творец сознательно устроил мир таким, чтобы в нем присутствовали свет и тьма, добро и зло?! Тогда его противник превращается в нечто искусственное, игрушечное, созданное для забавы, как бы на потеху верховному божеству (и на горе людям!). Нет, на многие из задаваемых вопросов у Заратуштры определенного ответа нет. Он – искатель истины!

Подчеркнем еще раз: Заратуштра в этом гимне задает вопросы, а не дает ответы. И обращены вопросы не только к Ахуре, но и к слушателям, и далеко не все вопросы имеют однозначный ответ. Просто ли объяснить: «Как будут заложены основы наилучшей жизни?»

И все таки учение Зороастра исходит из главенства, господства в мире сил Добра, Света. (С грубо физических позиций это совершенно верно: тьма есть отсутствие света, а не какая то материальная субстанция, ему противодействующая.) В мифологической древности был светлый и безгрешный мир Ахура Мазды, затем последовал космический период борьбы добра и зла, но в конце концов суждено победить добру, и Бог устроит суд над всеми душами.