05.08.2022

Бой на калиновом мосту. Где находится сказочная река смородина Название речки из былины


В славянской мифологии вряд ли можно найти более знаменитую реку, чем Смородина.
Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.

Река Смородина - это Огненная река. Само название "Смородина" имеет древнее толкование. Смородина - красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова "Смородина". Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова "смород", который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру "смородом" назывались даже благовония. Даль в своих записях называет ягоду смородину - ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина - ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову "калить", "накалять", "раскалять", т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку. Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

Академик Борис Рыбаков выдвинул другую точку зрения. По его мнению Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.

Стикс, Харон
Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, в древнегреческом язычестве существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной - препятствие на пути души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.

Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван - коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются очень древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют "Чудо-Юдо", иногда "Змей-Горыныч".

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

Существовали традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.

Река "Сестра"
Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название - река "Сестра". Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского - река Смородина, Систер - смородина, йоке - река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре. Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как - Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Снепород (левый приток Днепра); Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения и до сих пор они существуют только лишь в виде версий. Нельзя исключать и то, что названия реальных рек (в силу тех или иных особенностей - бурливая, опасная, глубокая и т.д.) могли быть получены от названия мифологической реки.

Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но и источают невыносимое зловоние. Эта почти непреодолимая преграда часто фигурирует в легендах, сказках, былинах и заговорах древней Руси. Поскольку в устном народном творчестве часто упоминаются реальные города, исторические деятели и битвы, то можно предположить, что и река Смородина имеет свои географические координаты. Так где же она протекает?

Что это за река?

Смородина (другое название Пучай-река) – это мифическая граница между миром живых и царством мертвых. Как известно, наши предки называли объективную реальность Явью, а обитель потусторонних сил – Навью. Так вот, Смородина и была своеобразным рубежом между ними. Будучи язычниками, жители Древней Руси считали, что через эту реку проходят души покойников, а попасть в иной мир и выйти оттуда живым и невредимым способен только настоящий богатырь с чистым сердцем и помыслами.

В разных былинах и сказаниях описание Смородины отличается между собой. Одни источники называют ее черной рекой со зловонными водами, отождествляя их с трупным разложением и гниением, которое происходит с телами после смерти. В других легендах и преданиях говорится об огненной реке, бурлящей чистым пламенем, что делает Смородину почти непреодолимым препятствием на пути русских богатырей.

Одноименная ягода не имеет к названию реки никакого отношения. Этот гидроним, по мнению большинства ученых, произошел от древнерусского слова «смород» (смрад) – удушливая вонь, сильный неприятный запах. Данную версию подтверждают и те былины, где Смородину именуют зловонной рекой.

Однако есть и другая гипотеза, согласно которой название реки произошло от слова «самородина», поскольку исчезновение гласных – характерная особенность древнерусского языка, отмеченная многими лингвистами. В этом случае, гидроним обозначает самородную (первозданную) реку, такой изначальный поток, возникший от древних сил бытия.

Альтернативное название Смородины – Пучай-река, хотя не все фольклористы считают, что это одно и то же. Возможно, две мифические реки со временем слились в народном сознании. Или так называли Смородину, потому что ее воды вспучиваются. То есть, постоянно бурлят.

Согласно сказаниям, над этой мифической рекой находится Калинов мост. И здесь ягода тоже не причем. Мост называют так, потому что он раскален до предела огненными водами Смородины. Пройти по нему невозможно для обычного человека. А былинный богатырь, как правило, вынужден принести что-то в жертву реке. При этом Смородина часто говорит женским голосом, пропуская через себя лишь самых достойных путников и жестоко карая тех, кто каким-либо образом согрешил или позволил себе насмехаться над рекой, что само по себе недопустимо. Граница Яви и Нави вызывала в народе священный трепет.

Былины и легенды

В русских былинах, несмотря на изрядную долю художественного вымысла и фантастичность сюжетов, встречаются и исторически достоверные факты. Например, никто не усомнится в существовании стольного града Киева, князя Владимира I Святославича (прозванного в народе Красным солнышком), да и село Карачарово, откуда родом Илья Муромец, реально расположено недалеко от города Мурома.

Если взять сказание о легендарном богатыре, то река Смородина – это третья преграда, встретившаяся на пути Ильи из Чернигова в стольный Киев-град. Первые две, которыми были непроходимые леса и черные топкие грязи, богатырь успешно преодолел. У мифической реки сидел злодей Соловей-разбойник, только после победы над ним Муромец смог пройти через Смородину.

В разных былинах и сказках проход между миром живых и царством мертвых – Калинов мост – сторожит некое мифическое создание: Змей Горыныч, чудо-юдо или Соловей-разбойник. Герою необходимо доказать, что он достоин пройти через Смородину, одолев своего антагониста. В каком-то смысле противник русского богатыря символически совпадает с Цербером – огромным трехголовым псом, который сторожит врата Аида (древнегреческого царства мертвых). А саму Смородину можно сравнить с рекой Стикс, через которую души покойников перевозил легендарный лодочник Харон.

Впрочем, древнерусские предания не менее образны. Наши предки верили, что в загробном мире правит богиня зимы и смерти Мара (Морена), которая является супругой самого Кащея Бессмертного. Поэтому былинным богатырям часто приходилось сражаться с ним в царстве мертвых. А роль перевозчика Харона у славян играл бог Велес, который помимо всего прочего (вроде заботы о приплоде скота и обильном урожае) переводил души покойников в мир Нави.

Где течет Смородина?

Если рассматривать Смородину как мифическую границу реального и потустороннего мира, то ее вряд ли можно найти на карте России. Но если искать реку, через которую перешел Илья Муромец по пути в Киев, то такая задача вполне выполнима. Наиболее достоверной кандидаткой на роль преграды, встретившейся богатырю, является река Смородина (то же самое название), протекающая по территории Брянской области недалеко от города Карачева.

Впрочем, в нашей стране сразу несколько рек имеют сходные названия. Так, гидроним Смородинавстречается в Ленинградской, Смоленской и Нижегородской областях, а Смородинка течет в Тропаревском лесопарке (Подмосковье), Владимирской, Курской и Тверской областях, в Забайкалье. В Северном Приэльбрусье есть река Смородиновая.

Если вспомнить о втором названии – Почай-река, то очень похоже называлась небольшая протока, впадающая в Днепр между Десной и Вышгородом (Киевская область Украины). Длина реки Почайны равнялась всего лишь 8 километрам. По легенде, именно в этом водоеме произошло первое в Киевской Руси массовое крещение народа, состоявшееся в 988 году. В начале XVIII века Почайна исчезла с карты, став частью Днепра после строительства судоходного канала.

Интересно, что название реки Сестры, которая протекает по Ленинградской области, на финском языке звучит как «Сьестар-йоки», что переводится как «Смородина-река». Впрочем, есть исследователи, которые считают легендарным рубежом между мирами Неву или даже Москву-реку.

Разумеется, поиски мифической Смородины – это увлекательное занятие, которому посвятили немало времени различные фольклористы, историки и географы. Не исключено, что кому-то удастся достоверно доказать, где находится былинная река. Ведь когда-то и Трою считали всего лишь мифом.

Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.

Река Смородина — это Огненная река. Само название «Смородина» имеет древнее толкование. Смородина — красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова «Смородина». Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова «смород», который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру «смородом» назывались даже благовония. Даль в своих записях называет ягоду смородину — ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту . Калина — ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову «калить», «накалять», «раскалять», т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку. Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

Академик выдвинул другую точку зрения. По его мнению, Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.

Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых . Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, в древнегреческом язычестве существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной — препятствие на пути души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.

Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник — Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван - коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют «Чудо-Юдо», иногда «Змей-Горыныч».

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

Существовали традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.

Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку , которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название — река «Сестра». Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского — река Смородина, Систер — смородина, йоке — река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре.

Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Снепород (левый приток Днепра); Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения, и до сих пор они существуют только лишь в виде версий. Нельзя исключать и то, что названия реальных рек (в силу тех или иных особенностей — бурливая, опасная, глубокая и т.д.) могли быть получены от названия мифологической реки.

Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.

Река Смородина - это Огненная река. Само название "Смородина" имеет древнее толкование. Смородина - красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова "Смородина". Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова "смород", который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру "смородом" назывались даже благовония. Даль в своих записях называет ягоду смородину - ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина - ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову "калить", "накалять", "раскалять", т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку. Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

Академик Борис Рыбаков выдвинул другую точку зрения. По его мнению Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.

Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, в древнегреческом язычестве существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной - препятствие на пути души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.

Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются очень древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени и новой установившейся религии, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют "Чудо-Юдо", иногда "Змей-Горыныч".

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

Существовали традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.

Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название - река "Сестра". Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского - река Смородина, Систер - смородина, йоке - река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре. Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как - Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения и до сих пор они существуют только лишь в виде версий.

Если обратиться к истории создания мифов, легенд и былин, то в основе многих из них лежат реальные факты. С годами и веками их приукрашали, видоизменяли и наделяли новыми подробностями, но канва повествования всегда оставалась прежней. Иногда это касалось героев, а иногда мест, где происходили упомянутые события.

Так и река Смородина, часто упоминаемая в древнерусских былинах и сказках, могла действительно протекать между Черниговом и стольным градом Киевом. Ученые еще точно не определили реальность ее существования.

Что означает древнерусское слово “смородина”

У многих читателей подвиги богатырей Киевской Руси не вызывают сомнения, так как упоминаемые в былинах города, имена князей и других героев являются историческим фактом. Так, самым почитаемым героем в народе был Илья Муромец, родившийся в деревне Карачарова под Муромом, реальном месте. По преданию, его мощи покоятся в Софиевском соборе в Киеве.

Подробные описания уклада жизни людей тех лет, внешности героев и исторических событий говорят о том, что в каждой былине есть доля истины. Так же думали собиратели древнерусского эпоса, которые, начиная с 19 века, пытались узнать, где находится река Смородина, что означает ее название.

Оно не имеет ничего общего с вкусными ягодами, хотя у многих оно вызывает картинку заросших кустами смородины берегов. В его корне древнерусское слово “смород”, употребляемое с 11 века, что означает сильный запах. Даже кусты были так названы из-за аромата их листьев.

Много позже слово стало применяться исключительно к неприятным запахам, и появилось такое его значение, как “смрад”. Река Смородина в былинах означала неприятное гнилое место, где людей ожидала возможная смерть. Нередко ее именуют Пучай-река, что еще больше запутывает исследователей, непременно желающих отыскать ее на карте.

Этимология слова “калинов”

Еще одна ошибочная ассоциация образуется при упоминании слов “Калинов мост”. Через реку Смородину “перекинули” его древние составители былин, имея в виду вовсе не калину красную. Этимология слова берет свое начало в корне “каленый”, то есть раскаленный.

Во всех источниках с упоминанием Калинова моста он связан с переходом через огненную реку, возможно, поэтому ему дано такое название. Раскаленный докрасна или сделанный из меди, так его описывают в сказках и былинах.

Река Смородина, Калинов мост - это символы преграды, которую должен преодолеть настоящий герой. Обычно на этом месте смельчаков поджидало чудовище: Змей Горыныч с количеством голов, равным трем. В одних сказках он трехголовый, в других - о шести или девяти головах.

Было ли это место действительно реальным и настолько труднодоступным, что его наделили таким страшным стражем в сказках, но в былинах река Смородина - это водоем, возле которого произошла большая битва, так как часто упоминается, что берега ее усыпаны костями и черепами. Возможно, именно отсюда произошло название реки, ведь смород, который шел от поля боя, лег в основу ее имени.

Другое дело Калинов мост. Он везде фигурирует как средство переправы из мира Яви в мир Нави, хранительницей которого была Мара (Марена). Велес переводил души умерших в царство смерти, что созвучно с мифами других народов мира, например, с Аидом и паромщиком Хароном у греков или Плутоном и Гадесом у римлян.

Древнеславянский эпос объединил место жесточайшей битвы с верой в существование загробного мира. Многие историки и этнологи считают, что реальным местом были река Смородина, Калинов мост. Где находится этот водоем - это единственное, в чем у них до сих пор нет согласия.

Месторасположение реки Смородины

Если за основу брать описание местности, указанной в былине, то эта река протекала между Черниговом и Киевом. Именно так проходил путь Ильи Муромца, который спросил у мужиков черниговских, как проехать в стольный град. Отвечал ему народ: “Да у той ли у березы у покляпыя, да у той ли у речки Смородины, у того креста у Леванидова сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын”.

Как считают некоторые ученые, это могла быть река Смородина, протекающая неподалеку от Карачева в Брянской области, но тогда почему в былине дорогу Илье Муромцу указывают черниговские мужики? Водоем с подобным названием есть в Приэльбрусье, а в переводе с финского языка (Сьестар-йоки) означает “смородина ”.

Эта река фигурирует во многих сказаниях, например, ее пересекала Василиса Никулишна, возле нее погиб Добрыня Никитич, на ее берегах останавливались Левики, племянники короля речи Посполитной, ее преодолел князь Роман Дмитриевич, обернувшись волком.

Каждая из перечисленных рек могла быть той, что упоминается в былинах, но ее описание ставит рассуждения ученых под сомнения.

Река Смородина на карте

На территории современной России есть несколько рек, которые могли бы стать прототипом былинного источника:

  • Речка Смородинка протекает в Тропаревском лесу под Москвой, в Курской, Тверской и Владимирской областях.
  • Смородина есть в Нижегородской, Смоленской и Ленинградской областях.
  • Река с таким же названием течет в Забайкалье.

Каждая из этих рек могла стать символом разделения двух миров, в которое верили древние славяне. Судя по описанию, качества, которыми ее наделили исполнители былин, сходны с описанием рек, ведущих в подземный мир, в мифах других народов.

Описание реки в былинах

В народе река Смородина, где находится переправа из мира Яви в мир Нави, вызывала священный трепет. По одной версии, ее воды были черны, от них исходил смрад, а по другой - она была огненной.

“Свирепая река, сама сердитая”, - так говорили о ней люди. Видимо, течение Смородины было таким сильным, а вода холодной, что она “обжигала” каждого, кто в нее входил. Из-за брызг над ней всегда клубилась морось, которую люди называли дымом.

Таким образом, речка в их умах стала огненной, а так как переправиться через нее было сложно, то и сделали ее местом, откуда умершие уходят в мир Нави. Так как во времена Киевской Руси все исполнители былин знали, какой мост был на реке Смородине, то и сочинители сказок от них не отстали. Они “поставили” на Калиновом мосту у входа в мир Мары стража - Змея Горыныча, чтобы он не пускал живых в загробный мир. Во всех народных эпосах разных стран есть подобные охранники, например, Цербер в греческих мифах.

Связь древнерусских былин с мифами других народов

Если верить древним сказаниям, река Смородина была серьезным препятствием для тех, чей путь лежал из Мурома через Чернигов в Киев. Видимо, немало там погибло людей, и не только на поле боя, что она стала символом реки смерти.

Часть ученых считает, что эта речка была одним из что более логично, если едешь от Чернигова к Киеву, но где бы она ни находилась, в народных сказаниях по описанию Смородина схожа с которая у древних греков уходила под землю в Аид.

Во времена языческой Руси люди верили в загробный мир, а раз он существовал, то и путь в него должен был быть. Сказители наделили реку Смородину этой функцией, но вместо лодочника, “установили” Калинов мост, через которые переходили души умерших.

Загробный мир древних славян

Царство Мары, богини зимы и смерти, лежало за рекой Смородиной. Не только раскаленный мост был преградой на пути живых в край умерших, но и охранявшее его чудовище. В одних сказках - это Змей Горыныч, в других - Чудо-юдо.

Иногда богатырям приходилось сразиться с самим мужем Мары, чтобы перейти мост. На примере древнерусских сказаний можно проследить, как реальная река, бывшая смертельно опасной при переправе через нее, стала легендарным местом, разделяющим миры.

Река Пучай

В древнерусском эпосе используют разные названия, но чаще всего встречаются Смородина и Пучай-река (Почайна). Второе означает, что у нее воды, вспученные от быстрого течения.

В те времена так называли протоку, которая протекала между Вышгородом и Десной. Ее длина была всего 8 км, и она бежала по Оболони через Подол, за которым впадала в Днепр. Нижняя отделялась от Днепра узкой косой, а устье Почайны было известной киевской гаванью, где останавливались корабли купцов. Если верить легендам, то именно в ней проходило крещение Киевской Руси в 988 году.

В 1712 косу размыли, соорудив канал, таким образом она стала частью Днепра.